ЛАРИСА
ДОЛИНА: НЕНАВИЖУ МУЗЫКУ! ПЛОХУЮ
ЗНАМЕНИТАЯ
ПЕВИЦА ЗАТРУДНИЛАСЬ С ОТВЕТОМ НА ВОПРОС: О ЧЕМ ПОЕТСЯ В НЕКОТОРЫХ ОЧЕНЬ ДАЖЕ
"РАСКРУЧЕННЫХ" ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ХИТАХ
В
энциклопедии "Эстрада
России" про нее написано: певица, сопрано. Совсем как про солистку оперы.
Даже "примадонна" Пугачева не удостоилась в столь профессиональной вокальной
характеристики. На нынешней эстраде, куда теперь, кажется, открыт путь
любому (были бы деньги), Долина представляет редкое исключение: она музыкант
высокого профессионального уровня. Сочетание экспрессивного голоса с
филигранной техникой позволяет ей естественно "жить" и в виртуозном джазе, и
в утонченном эстрадном романсе.В эти недели вышел телефильм "С новым
счастьем" с песнями в исполнении Долиной. Воспользовавшись любезным
приглашением артистки посетить ее московский дом, я начал с вопроса:
довольна ли она лентой?
-
Лучше спросить самих зрителей, - ответила она. - После премьеры мне звонили
многие знакомые и поздравляли с удачным кинодебютом. Режиссер фильма очень
хороший, и оператор достойный, ну а актерский состав просто звездный. Сам
сюжет особенно близок простым русским женщинам, которым так нелегко живется,
а они мечтают о "настоящей" любви, о принце... Но у постановщиков не было
необходимых средств. Приходилось экономить на пленке, на декорациях, что не
могло не сказаться на результате.
В 70-е,
80-е годы можно было "выехать" на одной игре актеров и классной музыке.
Сегодня зритель избалован дорогими компьютерными эффектами, фантастическими
декорациями...
-
Любопытно, что вы не назвали в этом ряду музыку.
- В нашем
фильме хорошая музыка. Песни, написанные композиторами Игорем Корнилевичем и
Сергеем Ковальским, войдут и в мой новый альбом "Оттепель".
-
Ладно, оставим в покое фильм. Но когда званием "композитор" щеголяет,
скажем, Андрей Данилко - вездесущая Верка Сердючка (как в недавнем
провальном римейке "За двумя зайцами"), то зрителям, воспитанным на музыке
Микаэла Таривердиева или Геннадия Гладкова, по-моему, нечего делать у
экрана. Да и невыносимо видеть в течение многих дней одного и того же
артиста в одном и том же назойливом амплуа базарного трансвестита, кочующего
из одного скверного телемюзикла в другой...
- Андрей,
возражу вам, очень талантлив, хотя с мюзиклами, согласна, несколько
перебрал. А знаете, почему так получается? Просто все телеканалы его
"хотят". А откажешь - поссоришься, в следующий раз никуда не позовут.
- Не
ностальгируете по тем временам, когда снимались и записывались в фильмах,
где качество пленки было не так важно, как качество музыки, пения?
- Я не
ностальгирую. Просто очень хорошо помню, и для меня это дорого.
"Обыкновенное чудо", "Чародеи", "31 июня" останутся на десятилетия. Их
постоянно показывают, я слышу себя, немножко другую, чем сейчас... Мне за ту
работу не стыдно.
- Я
давно слежу за телепрограммой "Песня года". Со многим за это время смирился
- например, не вздрагиваю, когда при мне рэп называют музыкой, а рваные
джинсы - концертным нарядом... Но вот бездарные тексты так и не научился
воспринимать спокойно.
- Типа "ты
целуй меня везде, восемнадцать мне уже"?
- Это
уже почти "классика". А вот свежее: "Разбуди мою нежность, я хочу узнать,
где же скрыта наша дверь в царство света". О чем это, как вы думаете?
- Ну... О
любви, наверное. Хотя сказано, конечно, коряво, но особенность песенной
поэзии в том, что она может не очень смотреться на бумаге, а в песне это,
глядишь, и не режет ухо. Сейчас молодежные группы вообще часто "изъясняются"
на жаргоне, русского языка у них и не услышишь. Вот, например, "Отпетые
мошенники"... Есть такой припевчик: "На что-нибудь заморочиться". Это чистый
жаргон, рассчитанный на определенную публику. Но, наверное, аудитория
"Мошенников" их понимает. И все-таки самыми любимыми поэтами для наших
зрителей остаются серьезные авторы - Дербенев, Шаферан, Дементьев, Танич...
-
Когда-то вся страна знала имена Дунаевского, Соловьева-Седого, Мокроусова...
А спроси ты сегодня прохожего на улице: кого из современных
композиторов-песенников знаете? Боюсь, никого не назовет.
- Не знаю,
как прохожие на улице, но зрители на концертах, уверяю, назовут вам и
Матецкого, и Тухманова, и Паулса... И авторов помоложе - Игоря Матвиенко,
например. Видите ли, все композиторы, которых вы назвали, - очень достойные
люди. Но их были единицы. Кучка...
-
...зато могучая, как говаривал Стасов.
- Стасов
это говорил про Мусоргского с Бородиным и Римским-Корсаковым. А в советское
время говорили о "могучей фучке" - они там все были на "ф": Фельцман,
Фрадкин, Френкель и так далее. Отличные музыканты, не спорю, но они были во
всех худсоветах, жюри - и больше никого к написанию песен не подпускали.
Сейчас же авторов стало раз в 20 больше.
- Но
вам не кажется, что из современного слушателя целенаправленно делают идиота,
навязывая ему группы вроде тех же "Мошенников" или "Дискотеки Авария", у
которых нарочито примитивны и корявы и тексты, и музыка?
-
Вероятно, рынок этого требует. Значит, такой репертуар приносит сейчас
деньги. А потом - надо спросить мнение и у самих слушателей: у каждого
поколения своя музыка.
- Но
эта музыка через три года умрет, а, скажем, песню Фрадкина "Ночной разговор"
и через 40 лет после ее создания с удовольствием поет Лариса Долина.
- Тем не
менее молодежь в своей массе к Фрадкину не вернется. А на смену одной модной
музыке просто придет другая.
- Но
есть же и интеллигентный слушатель...
- Среди
молодежи? Да, но он слушает совсем другую музыку: кто-то - Гребенщикова и
Бутусова, кто-то - Стинга...
-
Лариса Александровна, вы любите творчество Игоря Крутого?
- Отношусь
с уважением, потому что хорошо знаю, какая у него за плечами школа как у
музыканта. А почему вы именно о нем спросили?
- Потому
что недавно поймал себя на мысли, что многие талантливые композиторы -
например, названный вами Владимир Матецкий, неназванный Игорь Николаев и
некоторые другие - попав в "сферу влияния" Крутого (а он глава крупнейшей
продюсерской фирмы "Арс"), потеряли свое лицо, стали писать в том же
кисло-сладком квази-лирическом вкусе, что и Игорь Яковлевич. Этакие
воспоминания о босоногом детстве человека, который в золотых цепях сидит
где-нибудь на Майорке, отдыхает...
-
Совершенно не согласна с вами. У Крутого настоящая, а не "кисло-сладкая"
лирика. Например, "Любовь, похожая на сон" - красивая, достойная песня. Да и
никого он под себя не подминает.
- А
вспомните, насколько более яркими, чем те, что пишет сегодня Игорь Николаев,
были его песни, сочиненные для Пугачевой: "Балет", "Паромщик", "Айсберг"...
- Николаев
- профессионал и прекрасно понимает, для кого что нужно писать. Он для
Пугачевой действительно сочинил удивительный пласт песен. Другие - для
собственного исполнения, совсем иные - для Киркорова...
-
Когда-то, подустав от современной русской попсы...
- Только
не надо по отношению ко мне употреблять слово "попса".
- Хорошо,
подустав от нашей популярной музыки, вы воспользовались предложением
великого дирижера Евгения Светланова и сделали с ним, а также с Александром
Градским программу "Шлягеры ХХ века". Нет желания вновь устроить что-то
подобное?
- Такое
желание есть всегда. Недавно, например, в Москве побывал с концертом Лало
Шифрин - автор музыки и аранжировок к самым знаменитым голливудским фильмам.
Мы с моим мужем Ильей Спициным продюсировали этот проект, я пела "Нью-Йорк,
Нью-Йорк", Лало дирижировал замечательным симфоническим оркестром Владимира
Зивы. Кроме того, был совместный проект с Игорем Бутманом "Карнавал джаза",
с которым мы объехали пол-России и зарубежье. А в середине марта в зале
"Россия" состоится презентация моего нового диска и концертной программы
"Оттепель". Как всегда, с живым звуком, с сюрпризами...
-
Лариса, я знаю людей, у которых долгая профессиональная жизнь в музыке
отбила любовь к самой музыке. А как у вас?
- Классный
вопрос! С детства ее ненавижу!.. (смеется). Нет, если без шуток - думаю, со
мной такого никогда не произойдет. Потому что на досуге я нормирую слушанье
музыки. Хочется покоя - книжку почитать, например...
- А
бывало, что умная книжка помогала пережить черную полосу?
- Скорее
не книжка, а кино. Вот лет 15 назад на экраны вышел наш фильм "Не могу
сказать: прощай" - о том, на какую жертву может пойти человек ради любви.
Картина невероятно трогательная, во мне что-то с тех пор изменилось, я на
некоторые вещи стала смотреть по-другому. Очаровательные американские фильмы
"Красотка" и "Кудряшка Сью" я по семь-восемь раз смотрела. Ну а советские
комедии - "Бриллиантовая рука", "Джентльмены удачи", "Ирония судьбы" - они,
по-моему, и через 30 лет будут смотреться как сегодня. Нынешнее же наше кино
стараюсь не смотреть: насилие, мафия, разборки...
-
Понимаю, нелепо спрашивать популярную певицу - что она думает по поводу
строки Пастернака: "Быть знаменитым некрасиво"...
- Ну
здесь, наверное, много смыслов. Хоть такой: знаменитый человек не
принадлежит себе, он не может просто так сходить в магазин, в парк...
- А
может, другое: Пастернака коробило, что кому-то - скажем, поэту или певцу -
дана слава, а кто-то, сделавший для счастья человеческого по божьему счету
не меньше, безвестен? Например, сельский учитель...
- Если
этот сельский учитель талантлив и видит в работе призвание, то его не должно
особенно заботить, знает о нем сто человек или сто тысяч.
- Но в
нашей стране драматичность разрыва между знаменитыми и незнаменитыми остра
еще и тем, что незнаменитые в массе своей очень уж бедны. Между прочим, вы,
Лариса, занимаетесь благотворительностью?
-
Занимаюсь, но не люблю об этом говорить. Помогать людям надо ради самих
людей, а не ради того, чтобы потом об этом написала пресса.
-
Ладно. Вы когда-нибудь думали, какой будете... ну, скажем, в 70 лет?
-
Ой... Не хочу об этом задумываться... Не могу представить себя не поющей.